КОНСПЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР
«Кристаллические решетки»
Химия. 8 кл
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: урок – теоретического исследования и практическая работа.
Тема урока |
Кристаллические решётки (КР) |
Тип урока |
Открытия нового знания |
Цель урока |
Сформировать понимание и обеспечить усвоение теоретических знаний о зависимости физических свойств веществ от их строения через овладение представлениями о типах кристаллических решеток. |
Образовательные |
Учебник «Химия» О.С.Габриеляна, презентация, раздаточный материал, модели кристаллических решеток; лёд, кварц; на столах учащихся – кварц, сера, флюорит CaF2, поваренная соль, графит, медная проволока |
План урока |
1. Проблема урока: почему лёд тает, а кварц – прочный кристалл с температурой плавления 1713 0С? 2. Поиск решения проблемы: 2.1. Типы КР 2.2. Зависимость свойств веществ от типа КР |
Основные понятия |
Кристаллические и аморфные вещества; кристаллические решётки: ионная, молекулярная, металлическая и атомная; узлы кристаллической решетки |
Технология |
Проблемно-диалогическая технология |
Цель урока: сформировать понятие о кристаллическом и аморфном состоянии твердых веществ, ознакомления с типами кристаллических решеток, их взаимосвязи с видами химической связи и влияния на физические свойства веществ.
Задачи
Образовательные:
- создать условия для самостоятельного решения учебных и познавательных задач;
- способствовать актуализации и закреплению знаний учащихся об агрегатных состояниях веществах и условиях перехода из одного состояния в другое;
- обеспечить ознакомление с понятиями «аморфного» и «кристаллического» веществ, выявления зависимостисвойств веществ от типов кристаллических решеток, химической связи и строения атомов;
- создать условия для овладения первичными навыками определения типа кристаллической решетки и по ней физических свойств веществ;
Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
- развивать логические познавательные умения (анализ, классификация, сравнение, обобщение, формулирование выводов);
- развивать навыки работы с информацией, представленной в различном виде (текстовая, видео, графическая), и перевода её в другую форму, систематизации в виде схемы или таблицы;
- развивать коммуникативные навыки общения через работу в парах;
Воспитательные:
- культуры умственного труда (ведения записей, самостоятельного оформления информации и др.).
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;
- ценностно-смысловая ориентация учащихся;
- готовность к жизненному и личностному самоопределению;
- знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентация в социуме и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД:
- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели;
- постановка вопросов - сотрудничество в поиске и сборе информации;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Технологии обучения
информационно-коммуникационные технологии (видеосюжеты, презентация в программе PowerPoint, ЭОР), проблемное обучение
Формы работы учащихся:
работа в парах, выполнение лабораторной работы, самостоятельной работы.
Учащиеся работают с ЭОРами не более 25 мин (3, 5, 6, 7 этапы урока)
Оборудование:
презентация «Кристаллические решетки», модели кристаллических решеток разных типов (поваренной соли, алмаза и графита, углекислого газа и йода, металлов), образцы пластмассы, стекла, пластилин, смолы, воск; компьютер, проектор.
Необходимое техническое оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица «Типы кристаллических решеток». Модели кристаллических решеток разных типов (поваренной соли, алмаза и графита, углекислого газа и йода, металлов), коллекция «Металлы». Набор веществ: йод, сера, поваренная соль, вода, графит, красный фосфор, кислород, образцы пластмасс и изделий из них, стекло, пластилин, смолы, воск, жевательная резинка, глюкоза, шоколад. Компьютеры, мультимедийная установка.